ресторан - как открыть ресторан - открытие ресторана - ресторанный бизнес
Главная страница

Как открыть ресторан
Инвестиции в ресторанный бизнес
Как создать ресторан
Бизнес план ресторана
Бизнес план кафе
Кто может помочь в создании ресторана
Нормативные документы
Статьи о старте ресторанного бизнеса


Как сделать ресторан успешным
Реклама ресторана
Промо-акции в ресторанах
Ресторанный консалтинг
Статьи об управлении рестораном
Статьи о маркетинге и рекламе ресторана


Кухни мира


Контакты:
fabrikabiz@ya.ru


РестоСнаб
Поставки продуктов питания ресторанам с минимизацией затрат. Экономия до 25% без потери качества. Бесплатный аудит закупок.




Статьи об управлении рестораном
<< к списку статей


Ресторанный бизнес в Беларуси

В Минске не хватает кафе, пиццерий и ресторанчиков. Об этом говорят не только гости столицы, но и сами минчане, для которых "вбиться" в питейное заведение вечером в выходной день становится проблемой. Это подтверждает и статистика. На начало 2005 г. почти в двухмиллионном городе насчитывалось всего 1421 организация общественного питания (почти на 200 меньше, чем в "перестроечном" 1990 г.!), которые способны вместить 116,9 тыс. человек. За последние пять лет количество таких объектов возросло лишь на 81, а количество мест в них — на 9 с небольшим тысяч. Прямо скажем, не густо. Почему этот вид бизнеса в нашей стране развивается не столь же бурно и успешно, как в Москве и других городах Европы?

Сами предприниматели объясняют это крайне сложной процедурой получения разрешений и согласований в различных инстанциях. О том, что они собой представляют, корреспонденту "Экономической газеты" Дмитрию Ермаку рассказал владелец нескольких минских кафе, пожелавший остаться неназванным.

- Сколько времени занимает открытие кафе?
- Точной цифры вам не скажет никто. Все зависит от того, каким образом вы готовы решать вопросы. Если привлекать административный ресурс, связи, давать взятки, то, конечно, процесс пойдет быстрее. По собственному опыту могу сказать, что от полугода до нескольких лет. Особенно много времени открытие займет, если строить собственное здание. Одно только получение разрешения на строительство и согласование проекта здания может занять год. Немного легче открыть кафе в арендуемом помещении, где уже есть все необходимые коммуникации. Но меньше чем в полгода уложиться практически нереально.

- Почему же так долго?
- Очень много нужно получить согласований и разрешений — как минимум около двадцати: в исполкоме, органах санитарного и пожарного надзора, милиции, ГАИ, энергонадзоре, "Водоканале" и т. д. В первую очередь нужно заключить договор аренды с владельцем помещения, где собираешься открыть кафе, а также получить разрешение местных властей на ремонт в помещении. Без него в исполкоме документы на размещение объекта не примут.

Исполком — первая инстанция, в которую надо обратиться, и последняя. В самом начале там дают "акт согласования", фиксируют, что ты собираешься открыть кафе и с этой бумагой идешь по инстанциям. Каждый день надо куда-нибудь идти, сидеть в очередях, тратить рабочее время. В одну инстанцию сдаешь документы, для другой собираешь, причем каждую бумагу нужно нотариально заверить, потому что ксерокопиям чиновники не верят. Хотя я с собой всегда ношу оригинал устава и договора на аренду и прочие учредительные документы. Можно ведь просто показать чиновнику оригиналы, чтобы он убедился в достоверности, а на руки отдать ксерокопии. То есть получается, что предпринимателю изначально не верят.

Минус в том, что нельзя получать разрешения одновременно в нескольких инстанциях. Без визы одного органа другой вам ее не поставит. А одна инстанция может рассматривать документы несколько месяцев.

- Какие инстанции проходить труднее всего?
- Санэпидемстанцию, пожарников и милицию. Согласовывать с ними, конечно, надо, я не против. Но это не должно быть так, как сегодня. Например, нужно получить разрешение СЭС на проектирование, а затем согласовать с ними подготовленный проект. Так вот, если бы они пришли к нам, посмотрели помещение, сказали, что надо сделать, чтобы все было в порядке, но этого ведь нет. Месяцами рассматривают проект у себя в кабинетах, а затем приходят в самом конце и начинают придираться: то не так, это не так. То же самое и с пожарниками. В течение 20 дней они должны рассмотреть предложение. В реальности они просто рассматривают наш план, потом могут еще месяц рассматривать, как мы все сделаем.

Хотелось бы, чтобы инстанции помогали предпринимателю, а не ставили им палки в колеса. Всегда найдутся причины, по которым могут затянуть процедуру согласования: трубы неправильные или стены неровные и так далее. Вся эта система объективно подталкивает к даче взятки, как к единственному способу ускорить процедуру. В любом случае надо платить. Официальные ставки есть, но они маленькие. Лучше бы сразу сделали дорого, но быстро и законно.

- Какие согласования, по-вашему, самые бессмысленные?
- Согласовывать в отделе культуры исполкома музыкальную программу. Зачем? Неужели этому отделу больше нечем заниматься? А без визы этого отдела открыть, например, танцевальный зал в кафе невозможно. Не вижу смысла также получать согласование у участкового инспектора, поскольку визу на размещение объекта перед этим ставит орган внутренних дел. Зачем же еще участковый? С таким же успехом можно требовать разрешение у патрульных сержантов.

Кстати, милиция очень неохотно дает разрешение, если кафе будет продавать спиртное и у него будет ночной режим работы, с дискотекой, мотивируя это тем, что здесь будут драки, бандитизм, наркотики, воровство. То есть, по их логике, все ночные клубы и рестораны в городе, продающие спиртное, надо закрыть. Процесс согласований может затянуться на месяцы.

Есть примеры, когда получение разрешений на открытие в собственном же кафе танцевального зала с ночной дискотекой длилось более семи месяцев. Для согласования ночного режима работы нужно было фактически по-новому обойти ряд инстанций: управление культуры, милицию, санстанцию, пожарников, райисполком. Кроме того, требуется заново составить ассортиментный перечень, потому что это ночной режим работы и предполагает продажу спиртного, а также согласовать проект зала и т. д.

- По идее, местные власти должны быть заинтересованы, чтобы подобных заведений было как можно больше, чтобы они быстрее открывались и платили налоги в местный бюджет. Почему же тогда они всеми силами этому препятствуют?
- Проблема в сложившейся системе получения разрешений, которая очень запутанная и сложная. Естественно, чиновники пользуются этим в своих целях, ловят рыбу в мутной воде. Пока предприниматель откроет кафе, он "накормит" все районные инстанции.

Проверяющим даже выгодно, если что-то будет не так, потому что тогда можно оштрафовать.

Необходимо законодательно урегулировать вопросы получения разрешений, четко прописать в нормативных документах, кто и за что отвечает, сократить количество инстанций. В идеале это должен быть принцип "одного окна", о котором в последнее время много говорится, но ничего не делается. То есть предприниматель должен прийти в исполком, заявить о своем желании открыть кафе, представить определенный пакет документов, заплатить необходимые пошлины. Ему должны выделить человека, который будет его вести. Все остальное — требовать в разных инстанциях различные документы, справки и т. д. — должны делать сами чиновники. Предприниматель должен работать, а не просиживать в очередях за справками. Одному все сделать крайне сложно, как бы он ни старался.

На самом деле очень многие пытаются сегодня открыть кафе и рестораны, однако из-за слишком длительной процедуры согласований бросают эту затею.

Автор: Дмиртрий Ермак
Материал предоставлен: «Экономическая газета (НЭГ)» № 89 от 22 ноября 2005 г.
Веб-источник: http://www.neg.by
02.10.06


Copyright © 2005 - 2012 NewRestoran.ru
| |